Madonna – "The Confessions Tour" (Warner Bros, 2007 г.)
Выпустив свой триумфальный альбом "Confessions On A Dance Floor" Мадонна отправилась в мировое турне. Предыдущий тур певицы ("Re-Invention Tour") наглядно продемонстрировал, что среди современных поп-певиц ей нет равных на сцене. Данным мировым турне Мадонна доказывает, что устанавливая планку еще выше, она уже оглядывается только на себя. Остальные остались в горизонтальной плоскости.
Секрет успеха ее концертов в том, что помимо отличных песен (а репертуар Мадонны, как известно, постоянно пополняется новыми хитами) "королева поп-музыки" предлагает зрителям незабываемое шоу. Это не просто набор пиротехнических или лазерных эффектов, сопровождающих нехитрые "танцульки", а полноценное хореографическо-музыкальное действо – со сквозными темами, с единым концептуальным и идеологическим подходом. Мадонна создает, не побоюсь этого выражения, синтез искусств, объединяя в одно целое музыку, кинематограф (видеоролики на больших экранах) и театр. За каждую из этих составляющих отвечают настоящие мастера своего дела: так, для "The Confessions Tour" видеоролики создавал Стивен Кляйн, хореографией занимался Джейми Кинг, а эскизы костюмов рисовал Жан-Поль Готье.
Что касается видеоверсии концерта, транслировавшейся в ноябре по NBC, а теперь, наконец, выпущенной на DVD, то над ней работал режиссер Джонас Акерлунд ("Высший пилотаж", "I'm Going To Tell You A Secret", клипы Мадонны "Music" и "Jump"). И его вклад в конечный продукт – гораздо более существенный, чем можно подумать: превосходный монтаж видеопрограммы, наложение различных кадров и планов, 3D-эффекты – все это используется здесь на полную катушку.
Разберем шоу по номерам и попытаемся понять, что Мадонна хотела нам сказать своими "признаниями".
Future Lovers/I Feel Love
Программа открывается четвертым номером из альбома "Confessions On A Dance Floor". Постепенно "Future Lovers" переходит в "I Feel Love" (кавер хита Донны Саммер), а в конце обе песни объединяются (в вокальной партии звучит мелодия "Future Lovers", но гармоническое сопровождение взято из "I Feel Love"). Мадонна появляется на сцене как мифическая богиня – из огромного хрустального шара. Она снисходительно окидывает взглядом своих "подчиненных", закованных в конскую сбрую и ошейники, а затем седлает одного из них. Садомазохистская тематика очень близка Мадонне – костюм певицы вызывает прямые ассоциации с ее облачением в клипе "Erotica", с серией фотографий к одноименному альбому и с книгой "Секс".
Get Together
Следующий номер программы – это третий сингл из "Confessions On A Dance Floor". Эффектный танцевальный номер со стильным огненно-красным видеорядом. Все внимание приковано к Мадонне (танцоров на сцене нет), но харизма певицы сполна компенсирует отсутствие концептуального наполнения. Впрочем, "Get Together" выполняет, скорее, роль интерлюдии между первым и третьим номерами.
Like a Virgin
Не нуждающаяся в представлении песня "Like A Virgin" как раз содержит очень мощную и оригинальную идею, хоть и исполняется Мадонной в одиночку. Скажу больше: то, что мы видим в этом номере, заставляет нас иначе взглянуть на начало концертной программы. В то время как Мадонна поет один из самых своих известных хитов, выполняя пресловутые "акробатические упражнения" вокруг шеста, на экране демонстрируются рентгеновские снимки сломанных костей певицы. Полтора года назад Мадонна каталась на лошади, и та ее сбросила. Певица попала в больницу, но уже на следующий день ей надо было сниматься в клипе "Hung Up". И Мадонна не отменила съемки! "Все это очень интересно, но зачем нужны рентгены ее костей на экране?" – спросите вы. В том-то и проявляется концептуальность шоу! Лошади (и танцоры, изображавшие лошадей в первом номере) – это олицетворение публики. Публики, которую Мадонна покорила, публики, которая вознесла певицу до поистине необычайных высот.
Но ведь та же самая публика порой норовит сбросить певицу из седла! Вспомните провал альбома "American Life", когда все говорили, что эра Мадонны закончилась, вспомните тот негатив, который вылился на певицу после выхода книги "Секс" и фильма "Тело как улика". Однако "королева" не сдается. Она готова танцевать с переломанными костями, лишь бы оставаться "в седле".
Jump
Исполнение четвертого сингла из последнего альбома – это уже чистый танцевальный номер, без каких бы то ни было глубоких идей. Танцоры буквально "летают" по металлической конструкции на сцене, демонстрируя чудеса акробатики. Благодаря видеороликам на заднем экране номер вызывает ассоциации с клипом "Jump", хотя "The Confessions Tour" стартовал гораздо раньше, чем был снят клип.
Confessions
Интерлюдия между первым и вторым актом шоу. Мадонна отдыхает, а на сцене в это время танцоры исполняют сольные брейк-дансы. При этом на экране демонстрируются очень трагические кадры, полные боли и отчаяния. Таким образом, создатели представления сразу четко обрисовывают общую тематику второго акта.
Live To Tell
Самый скандальный номер всего "The Confessions Tour", вызвавший такую бурю негодования у религиозной общественности. Но, на самом деле, он совершенно не содержит какого-либо богохульства или оскорбления верующих. Мадонна предстает здесь в образе проповедницы, которая говорит о проблемах современного мира, болеет за судьбу человечества. Над огромным крестом мы видим табло с цифрами. К концу номера на нем набегает 12’000’000 – столько детей в Африке больны СПИДом.
Завершается номер сошествием Мадонны с креста и красноречивой цитатой из Евангелия от Матфея. Помню, на концерте в Москве этот эпизод произвел на публику очень большое впечатление: все были по-настоящему тронуты. Потому что сделано это искренне и от всего сердца, а не с целью провокации.
Forbidden Love
В следующем номере (еще одна песня из "Confessions on A Dance Floor") общественно-социальная тематика продолжена. Помимо поющей Мадонны мы видим двух танцоров, на обнаженных торсах которых изображены звезда Давида и мусульманский полумесяц. Движения мужчин символизируют дружбу и взаимопонимание (в таком контексте слова "just one kiss" и "just one touch" наполняются особым смыслом). В это время на экране мы видим символы различных ближневосточных государств. Символы эти сложены из множества поначалу разрозненных молекул. Смысл послания, думаю, предельно ясен.
Isaac
Как и в самом альбоме, песню "Isaac" Мадонна поет вместе с Айзеком Шинвани. С музыкальной точки зрения, мне этот трек не кажется особо интересным, но сценическое действие сполна компенсирует непрезентабельность музыки. Как и предполагалось, Мадонна создала здесь образ Востока. На экране – кадры пустыни, а на сцене – клетка, в которой извивается девушка в мусульманском наряде. И как раз здесь действие куда более провокативно, чем в "Live To Tell": номер заканчивается тем, что девушка скидывает с себя часть одежд и выходит из клетки, а на экране в это время мы видим летящую вдаль птицу. Мадонна призывает мусульманских девушек к освобождению?
Sorry
Одна из немногих песен, которую все-таки узнала московская публика, пришедшая на концерт. "Like A Virgin", например, большинство зрителей Лужников, по всей видимости, слышали впервые. А "Sorry" – узнали, молодцы. Но это так, к слову. В данном случае нас больше интересует то, что происходило в Лондоне на сцене Wembley Arena. Итак, в клетку входят негритянка, японка и белая девушка. Они дружелюбно здороваются с Мадонной, после чего певица исполняет свою коронную песню. Вскоре в клетку входят мужчины, но девушки и Мадонна весьма агрессивно с ними расправляются. Феминистский подтекст налицо, но, как и в случае с "Future Lovers/I Feel Love", в полной мере смысл "Sorry" мы поймем только номер спустя.
Like It Or Not
Второй акт завершается довольно проходным номером (как в музыкальном, так и в сценическом плане).
Sorry (Remix)
Зато интерлюдия между вторым и третьим актами компенсирует невыразительность "Like It Or Not" наглядностью и бескомпромиссностью. Опять (как и в первой интерлюдии) на сцене мы видим брейк-танцоров, а на экране в это время идет провокативный монтаж из кадров с известными политиками. И в этом контексте текст припева (хоть и разодранный ремиксерами на кусочки) приобретает особый смысл: "I don’t wanna hear, I don’t wanna know… Please, don’t say your "Sorry"! I’ve heard it on before and I can’t take it anymore...". А первая строфа песни так и вовсе кажется напрямую адресованной Джорджу Бушу, которому, как и в "Re-Invention Tour", досталось от певицы больше всего: "You’re not half the man you think you are. Save your words because you’ve gone too far. And listen to your lies and all your stories… You’re not half the man you like to be".
I Love New York
Третий акт "Тура Признаний" можно условно назвать "городским". Открывается он песней "I Love New York" из последнего альбома. Мадонна исполняла эту композицию и в "Re-Invention Tour", но там она звучала как рок-номер. Позже песня была переделана под стиль "Confessions On A Dance Floor", а теперь мы слышим нечто среднее: с одной стороны – гитарные риффы и запилы (как в туре 2004 года), с другой – общий гармонический фон (как в альбоме).
Ray Of Light
Титульная композиция альбома 1998 года выглядит как логичное продолжение предыдущего номера, причем крен в сторону рок-музыки здесь еще более явный. Что касается концептуального значения "Ray Of Light" в данном шоу, то тут необходимо вспомнить клип Джонаса Акерлунда на эту песню. В нем показывается сумасшедшее, безостановочное движение в большом городе. Комфортен ли Мадонне такой ритм жизни? Эта постоянная погоня за успехом? Да, безусловно. Она этого не скрывает. Только следующий номер заставляет усомниться в гармоничности подобного существования.
Let It Will Be
"Now I can tell you about success..." – поет Мадонна подчеркнуто грубым, даже чуть надломленным голосом, и начинает, как будто в припадке носиться и прыгать по сцене, доводя себя до полного изнеможения. Последние слова – "Let it will be!" - она произносит, упав на ступеньки на сцене и судорожно пытаясь отдышаться.
Drowned World/Substitute for Love
Что мы можем противопоставить этой безумной жизни? Как нам скрасить превратности судьбы? В чем надо искать вдохновение и умиротворение? Последним актом своего "Тура Признаний" Мадонна дает ответ на эти вопросы. И на первом месте, по ее мнению, здесь следует назвать семью. Именно семья – это тот спасительный островок, на котором мы найдем бескорыстную заботу, любовь и взаимопонимание. Лирико-философскую балладу из альбома "Ray Of Light" Мадонна исполняет без всяких декораций, видеороликов и танцев, компенсируя это предельной искренностью и прочувствованностью каждой фразы, каждой интонации... А мы сразу вспоминаем клип Уолтера Стерна, в котором певица пытается скрыться от папарацци и назойливого внимания публики, но спасение находит только в своем доме, в объятиях дочери.
Paradise (Not For Me)
Лирическую линию, но уже с оттенком трагизма, продолжает номер из альбома "Music". "I can’t remember when I was young, I can’t explain if it was wrong...". Мадонна поет песню дуэтом с Айзеком Шинвани, но звучит это как ее собственная, глубоко личная исповедь (что, кстати, одно из значений слова confession). В отличие от альбомного трека, здесь почти нет налета искусственности, зато есть глубина и проникновенность. Ощущение просветленной ностальгической грусти подчеркивается изображением опадающей сакуры (на больших экранах).
Music Inferno
Впрочем, не стоит грустить! Ведь есть и еще кое-что, способное привнести в нашу жизнь гармонию и развеять тяжелые думы. Конечно, – это музыка. Мадонна исполняет свой главный (до появления "Hung Up") хит в сильно преобразованном виде. Настолько, что публика на московском концерте вовсе не узнала песню, хотя и знаменитое "Hey, mister DJ, put a record on!", и характерные электронные мотивы в ремиксе сохранены. Что касается постановочной части, то после двух предыдущих номеров – камерных и статичных – "Music Inferno" поражает внутренней динамикой и праздничностью. Мадонна и две танцовщицы здесь в белых брючных костюмах, что выглядит очень эффектно. К тому же, их удачно оттеняют танцоры в джинсах, "нарезающие" круги на роликовых коньках.
Erotica
Третий ответ на наш вопрос о радостях жизни. Мадонна в этом атмосферном номере, всегда стоявшем особняком в ее репертуаре, недвусмысленно дает понять, что помимо семьи и музыки нельзя забывать и о чувственных наслаждениях.
La Isla Bonita
Четвертое "спасение" – путешествия. "Tropical the island breeze, all of nature wild and free..." Певица в сопровождении кордебалета беззаботно танцует на фоне видеороликов тропического острова.
Lucky Star
Наконец, последний – пятый ответ, очевидный в рамках такого шоу, да и всей карьеры Мадонны: танцы. Певице (которая начинала как танцовщица) надевают на плечи белую накидку с нескромной, но правдивой надписью "Dancing Queen", на сцену и экраны проецируются схематические звездочки, а из динамиков звучит первый хит Мадонны – "Lucky Star". Только здесь есть один очень важный нюанс: мелодия песни исполняется Мадонной в сопровождении гармонической последовательности из... "Hung Up". Поэтому неудивительно, что номер из первого альбома певицы совершенно естественно, почти незаметно, модифицируется в главный хит из ее последнего альбома.
Hung Up
"Time goes by so slowly...". И Лондон, и даже Москва, в едином порыве скандировали эти слова... Только, если подумать, в таком контексте они выглядят очень грустной иронией. До завершения концерта остались считанные минуты, и время идет гораздо быстрее, чем хотелось бы поклонникам певицы, выкрикивающим заветную строчку из "Hung Up". Но главное, время идет гораздо быстрее, чем того хочет сама Мадонна. Кажется, что еще совсем недавно она была той самой "Lucky Star", честолюбивой старлеткой, у которой жизнь только начиналась. Но теперь, немолодая, достигшая всего, чего только можно, певица уже исполняет "Hung Up": шоу неумолимо подходит к концу.
Общие впечатления от концерта
Я уже говорил в начале статьи о концептуальности, идейной целостности и многогранности сценического действия, да и в описании отдельных номеров речь шла, прежде всего, об этом, поэтому здесь мне бы хотелось подробнее остановиться на музыкальной составляющей. Все-таки в своей основе "The Confessions Tour" – это концерт. Понятно, что в основе трек-листа песни из "Confessions On A Dance Floor". Исполняются они довольно близко к альбомным версиям (за исключением разве что первого и последнего номеров шоу). Только если "Future Lovers" в соединении с "I Feel Love" звучит действительно превосходно, то "Hung Up" почти не производит впечатления. Я отчетливо помню свое разочарование на московском концерте от "Music" и "Hung Up". Конечно, ремиксы местами любопытны, а сам факт их появления обусловлен сценическим действием, но в итоге главные хиты Мадонны полностью лишились той энергетики, которая была в альбомных версиях. Зато порадовали переработанные старые песни – особенно "Like A Virgin" и "Lucky Star".
Издание
Издание вышло в двух версиях: на DVD (только за пределами Северной Америки) и на CD+DVD. Оформление двухдискового издания радует взор (картонная коробка-раскладушка). Что касается однодискового издания - то там все просто: стандартная коробка с буклетиком и каталогом Warner Bros. В двухдисковом издании тоже есть буклет, но он приклеен к обложке (с обратной стороны, естественно).
Audio CD
Впечатления от его прослушивания весьма неоднозначные. Например, зачем надо было включать сюда две интерлюдии – "Confessions" и ремикс "Sorry"? Они совершенно теряются без визуального ряда. Кроме того, удручает отсутствие замечательно исполненных "Get Together", "Live To Tell", "Forbidden Love", "Ray Of Light", "Drowned World/Substitute for Love", "Paradise (Not For Me)", "La Isla Bonita"... Понятно, что все они не могли вместиться на 80-минутный Audio CD (даже если убрать интерлюдии). Но в этом случае надо было выбирать либо самые яркие номера, с вокальной точки зрения ("Live To Tell", "Drowned World/Substitute for Love"), либо самые интересные в плане аранжировок и звучания ("Ray of Light"). Правда, "Ray Of Light" и "Get Together" доступны для загрузки в цифровом формате через iTunes Store, но только вместе с полным альбомом (CD+DVD). То есть вы не можете приобрести "материальный" CD+DVD, а потом в iTunes докупить бонус-треки.
DVD-Video
Качество изображения на DVD очень хорошее. Анаморфная картинка яркая, эффектная, четкая и насыщенная. Единственный минус – заметные артефакты сжатия ("квадратики") в некоторых моментах.
DTS с полным битрейтом восхищает детализацией и объемом. Правда, это не самый лучший DTS-трек из знакомых мне, но упрекнуть его в чем-то конкретном я не могу. PCM заметно уступает многоканальному «собрату» в объеме, но, порой, кажется, что он более раскован и естественен.
Общие впечатления от издания
Безусловно, "The Confessions Tour" должен увидеть каждый меломан – вне зависимости от его симпатий и предпочтений. Потому что "The Confessions Tour" – это лучшее музыкальное шоу на данный момент. Вопрос только в том, какому изданию отдать предпочтение.
Автор: Сергей Уваров, 2007 г. (www.digitlife.ru)
P.S. Вы еще не уверены каким изданием пополнить свою коллекцию? Ну то, что этот концерт в Вашей коллекции просто необходим - мы опустим. Так вот, любое из "правильных" изданий любезно продадут Вам в магазине "Музыкальный Центр".