logo hi-fi style

Пелагея – "Девушкины песни" (Мистерия Звука, 2007 г.)



"Может какие девушки и сделаны из фантиков, косичек и бусинок – но только не эта. Потому что Пелагея вся из песенок свита-соткана. Она мелодиями живет: летает в них, дышит и любит. Каждая из песен на этом альбоме – часть "девушкиного" бытия".

Вот песня – дом, тут живу.
Вот песня – солнце мое, светит и по утрам будит.
Вот песня – мама моя, я для нее маленькая, она для меня тоже.
А вот – дружок мой. Дурень, конечно, но тоже любимый".

– из аннотации к альбому




Я под огромнейшим впечатлением вообще-то. Серьезно. Раньше просто знал, что есть некая талантливая девочка (в прямом смысле слова, ей сейчас всего 21 год) с хорошим необычным голосом по имени Пелагея. Но ничего толком не слышал.

Но благодаря тому, что в поле моего зрения (а это зрение, кстати, еще развивать и развивать), как правило, попадают неординарные творческие единицы (в хорошем смысле данной цифры), она не могла проскочить незамеченной. Так вот, благодаря таким вот единицам, а именно, Вячеславу Бутусову, Дмитрию Ревякину, Гарику Сукачеву, Евгению Гришковцу и Нино Катамадзе, я узнал о ней немного больше. Ну, в общем, ей от меня (или мне от нее, что вероятнее) было уже не уйти. Да, еще забыл упомянуть, что в далеком (для возраста самой Пелагеи конечно) 1998 году она уже успела обозначиться для меня своим присутствием на российском трибьюте Depeche Mode, который был записан нашими музыкантами в честь первого приезда группы в Россию (читайте бывший СССР). Он так и назывался "Депеша для Depeche Mode", а Пелагея на нем исполнила песню "Home".

И вот в инете наткнулся на альбом "Девушкины песни", о котором уже ранее слышал хорошие отзывы. Скачал (только для ознакомления естественно). Да что там скачал, уже имею на руках фирменный диск (красивый такой, с бантиком красным). Потому как, такой голос просто невозможно, на мой взгляд, подвергнуть сжатию в формат mp3. Так это и понятно, ведь нельзя втиснуть в "формат" неформатную творческую личность (и это в 21 год то!).

И собственно о самой музыке. Эта девушка для меня открыла действительно настоящую славянскую культуру. Трогает на самом деле сильно. Культуру, казалось бы, и знакомую как-то, но не прелую от времени, не ненавистно хрестоматийную от скучных уроков музыки в средних школах (иногда, правда, бывают и приятные исключения), а свежую, задорную и самое главное очень искреннюю и открытую. А я, честно говоря, и забыл (да еще и не знал), что такая еще осталась. Ведь ее так упорно пытаются травить кабацким ядом, колоть чАртовыми инъекциями (по 10-20 "кубиков" на неделю), да еще и упорно зарывать в "гламурной" погостной яме, такие "золотые голоса" России, как то Бабкины, Кадышевы и еще относительно молоденькие Басковы (кстати, на которых у Пелагеи врожденная аллергия). Нет уж, извините, надорвутся все.

А эта музыка и особенно Голос вызывают эмоции, которые, например, могут посетить огрубевшего городского жителя, проснувшегося вдруг (не от будильника, а просто так) ранним утром в домике на окраине какого-нибудь заброшенного хутора возле лесного озера. Да еще если он выйдет босиком (ну или в тапочках на худой конец) на крыльцо, а там еще немного зябко, только это совершенно не огорчает. А над озерцом туман еще стелется, да трава в росе отдает серебром, цвет которого не может повторить ни один "металлик" самых крутых автомобильных красок. И вроде идти ему в эту сырость не так уж и хочется, но заметит, что на сиже между камыша сидит пацаненок из соседской избушки в больших отцовских резиновых сапогах и его же потертой фуфаечке, накинутой прямо на майку. Да и подойдет к нему, а тот важный такой сидит, карася большого давеча вытянул. И у воды так хорошо (даже с комарами, без "раптора"), в воздухе нереальное количество озона и отрицательных ионов, дышится непривычно легко. А по озеру гладь воды нарушают только кое-где расходящиеся круги. И пацан, будто уловив мысли городского, заметит, что мол "рыбины балуются". А в этот момент из дома позовут чай с медом пить (между прочим, очень кстати).

И все эти эмоции исходят сами собой, не в смысле того, что для городского человека это давние, может быть забытые, воспоминания из детства или вообще диковинные ощущения (на уровне генов). Вовсе нет. Дело просто в том, что это искреннее осознание красоты, которое может проявляться на подсознательном уровне у любого нормального человека (просто душа чувствует как-то). Исключение составляют лишь члены различных обществ глухонемых (извините за выражение, "бабкинцы", "кадышевцы", да "басковцы").

Казалось бы, ну что здесь нового и особенного (я про альбом)? По новому перепетые известные, или наоборот забытые, русские (не понимать, как российские) песни? Нот ведь используется всего семь (сколько лет уже?), да и голос не инопланетный. Хотя после исполнения Пелагеей вживую вокальной партии Дивы (созданной изначально компьютером) из фильма "5-й Элемент", задумаешься о земном происхождении этой девушки (точно с Венеры). Но, все-таки, она земная, а ее голос способен вызывать неземные чувства и эмоции. И пока человек не может однозначно давать этим чувствам объяснение, его (человека) будет тянуть ко всему настоящему и прекрасному.

А самое интересное то, что в эмоциях, вызываемых творчеством группы Пелагея нет привычных заезженных ассоциаций фольклора с плясками, водкой, цыганами и медведями (абсолютно ничего не имею против цыган и тем более медведей). А как многим, наверное, хотелось бы? А нетушки. Ну ни как не могут придумать хваткие продюсеры подкупы для своенравных, талантливых и независимых ребят, чтобы затянуть их в болото формата по имени "народная песТня".

Сейчас поймал себя на мысли, что о самой музыке-то практически ничего и не сказал. А что говорить-то, ее просто надо послушать. И будет Вам счастье, в смысле, и здоровый сон и бодрое утро и туман и роса и круги на воде и чай с медом…, да и вообще возвышенное состояние души.

Как сказал один философ: "Голос это – самый совершенный музыкальный инструмент человечества". Да, в чем-то он был прав. Вот Пелагея по мере своих сил (а сил у нее видимо немеренно) дарит нам всю красоту и очарование этого самого инструмента. И дарит, надо сказать, очень искренне, бережно и аккуратно. Видимо понимает, что если дан он ей от природы, то и отдавать его надо природно, т.е. от души и для души.

Цитата по теме:
"Наконец-то в 2004 году состоялась историческая встреча Эмира Кустурицы (читать как фамилию, "гламура" тут нет) и Пелагеи! (два года назад, будучи в Москве, Эмир услышал запись "Вечериночной" в исполнении Поли, и захотел с ней познакомиться, с тем, чтобы предложить ей участвовать в записи саунд-трека к своему фильму). Но тогда встретиться им не удалось. В этот свой приезд Эмир Кустурица слушал Пелагею (Поля пела под гитарное сопровождение Паши Дешуры) в "Китайском Летчике". Культовый режиссер был потрясен, и выразил это следующими словами: "Я слышал в мире всё. Но такого - нет нигде. Ты – самое невероятное, что есть сейчас в музыке". Поля с этого момента считает себя самой счастливой из живущих".

Автор: Violator, 2007 г.

P.S. Подарочное издание диска (ну то, которое с бантиком) любезно продадут Вам в магазине "Музыкальный Центр".